Добровольная продажа "Казани" облегчит наказание?
4 апреля 2008 года

Напомним, речь идет о круизном теплоходе, который фигурирует в уголовном деле о хищении более 400 миллионов рублей из федерального бюджета, выделенных для строительства коммерческих объектов 1000-летия столицы Татарстана. Дело было возбуждено Главным следственным управлением при МВД по РТ в 2006 году - по результатам финансовой ревизии, и до сих пор единственным обвиняемым по делу остается директор ООО "Файда" 50-летний Загир Исрафилов. Он, по версии следствия, и приобрел за границей на бюджетные деньги уникальный круизный теплоход "Казань" типа река-море. На борту этого теплохода в сентябре 2003-го прошло заседание президиума Госсовета под председательством Владимира Путина.

А в Казанский речной порт теплоход впервые прибыл 30 июля 2003 года - чтобы принять на борт участников международной экспедиции "Великий Волжский путь". Затем судно бороздило моря и реки под фрахтом питерской фирмы - "Элиен".

Кроме Исрафилова в этом деле фигурируют также "неустановленные лица", которые якобы помогли ему перевести выделенные деньги на счета иностранных банков. Но главный обвиняемый вину свою не признает, ссылаясь на то, что сам стал жертвой тех самых "неустановленных лиц" - мошенников более высокого ранга.

Дело расследовалось в строжайшей тайне, и о судьбе теплохода корреспонденту "ВК" приходилось узнавать из неофициальных источников. Так, например, выяснилось, что в ноябре прошлого года Вахитовский райсуд по ходатайству следствия наложил арест на "Казань", а в конце декабря теплоход отчалил от пристани Санкт-Петербурга и взял курс на Калининград. Зачем? Снова - тайна следствия. Неизвестно также, почему лайнер вместо российского порта прибило к чужому берегу - таллинскому, где он до сих пор стоит на приколе.

Из тех же источников с трудом удалось выведать, что теперь на суперлайнер "Казань" претендуют сразу несколько юридических лиц. Во-первых, арестованный Исрафилов, чья вина в хищении бюджетных средств еще не подтверждена приговором суда. Но подследственный не согласен заниматься судьбой теплохода, сидючи в СИЗО, а освободить его под подписку следствие не решается. Во-вторых, к суперлайнеру "Казань", говорят, проявляют интерес его арендаторы: бывший российский подданный - глава лондонской управляющей компании, зарегистрированной в Сент-Винсенте и Гренадинах, и его сын, возглавлявший питерское ООО "Си Менеджмент СПб", которые на правах генподрядчиков занимались эксплуатацией "Казани" в России. И, в-третьих, на лайнер уже заявляет свои права голландская "дочка" Альфа-банка, в котором Исрафилов якобы успел его заложить.

И вот в среду Андрей Вазанов наконец-то раскрыл одну из тайн следствия: официально подтвердил предстоящую сделку. Правда, он не сообщил, кому намерены продать уникальный теплоход городские власти. Не назвал Вазанов и временных рамок, в которые это громкое дело будет передано в суд. А из неофициальных источников "ВК" стало известно, что "Казань" до сих пор стоит в Таллинском порту, что до передачи дела в суд еще далеко и что не далее как в среду следственно-арестованного вместе с адвокатом вызвали в ГСУ и следователь настоятельно посоветовал Исрафилову дать свое официальное согласие на продажу теплохода. Ведь добровольное возмещение ущерба, нанесенного потерпевшему, расценивается судом как смягчающее вину обстоятельство.

К тому же и следователю от такого сознательного поступка обвиняемого - только польза. Поскольку в официальных отчетах, которые ГСУ ежемесячно направляет в Москву, в качестве немаловажного критерия оценки эффективности следствия фигурирует и такая статья, как "сумма возмещения ущерба в ходе расследования уголовных дел". Не станешь же докладывать в центр: извините, мол, подследственный уперся - не хочет возвращать деньги, пока суд не признал, что они ворованные. Правда, по основным показателям работы за прошлый год следственный аппарат Татарстана вышел на пятое место в РФ. Но ведь еще есть к чему стремиться!

Как сообщил Вазанов на брифинге, только за три месяца нынешнего года "в ходе расследования уголовных дел потерпевшим возмещено порядка 220 миллионов рублей, что составляет 93% от общей суммы причиненного ущерба". Но, по неофициальным данным, владелец круизного лайнера "Казань" пока не решился внести свою лепту в улучшение показателей эффективности работы ГСУ при МВД по РТ - не согласился продавать неизвестно кому гордость татарстанского флота. Почему? Опять тайна следствия.

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"